Кислотная мантия кожи
В последнее время реклама косметики больше напоминает лекцию по биохимии. Сегодня практически ни одна реклама косметической продукции не обходится без информации о рН. Мы все знаем и слышали из различных источников информации, что рН кожи имеет значение 5,5.
В чистой воде при температуре 25 0С концентрация ионов водорода [Н + ] и гидроксид-ионов [ОН - ] одинаковы. В этом случае раствор имеет нейтральную среду. При добавлении к воде кислоты концентрация ионов водорода увеличивается, а концентрация гидроксид-ионов уменьшается, при добавлении основания – наоборот. Когда [Н + ] больше [ОН - ] – раствор является кислым, а при [ОН - ] больше [Н + ] – щелочным.
Показатель рН колеблется от 1 до 14, а 7,0 – нейтральное значение. Значение меньше 7,0 – кислое, а больше 7,0 – щелочное.
В результате исследований было определено, что рН кожи колеблется от 3 – 7. Наиболее кислая реакция на коже головы 4,5 – 5,5, на коже груди – 5,1 – 5,5, на ладонях 6,2 – 6,5.
Поверхность нормальной кожи имеет кислую реакцию. Практически все живые клетки (в том числе большая часть бактериальных) очень чувствительны к изменениям рН и даже небольшое закисление для них губительно. Только кожа, покрытая слоем погибших ороговевших клеток, может себе позволить облечься в кислотную мантию, ее еще называют мантией Маркионини.
Кислотная мантия кожи образована смесью сала и пота, в которую добавлены органические кислоты – молочная, лимонная и др. Эти кислоты образуются в результате биохимических процессов, протекающих в эпидермисе. Кислотная мантия кожи является первым звеном защиты от микроорганизмов, так как большинство микроорганизмов не любят кислую среду. И все-таки есть бактерии, которые постоянно живут на коже, например, Staphilococcus epidermidis, лактобактерии. Они предпочитают жить именно в кислой среде и даже сами вырабатывают кислоты, внося свой вклад в формирование кислотной мантии кожи. Бактерии St.epidermidis не только не приносят вреда коже, но и даже выделяют токсины, которые обладают антибиотикоподобным действием и угнетают жизнедеятельность патогенной микрофлоры. Частое умывание щелочным мылом может разрушать кислотную мантию. Тогда кислотолюбивые бактерии окажутся в непривычных условиях, а кислотоустойчивые бактерии получат преимущество. К счастью, кислотная мантия здоровой кожи достаточно быстро восстанавливается.
Кислотность может изменяться под воздействием факторов внешней среды: действие прямого солнечного света, изменения потоотделения, длительное воздействие кислотных или щелочных средств. Кислотность кожи нарушается при некоторых заболеваниях, например, при грибковых заболеваниях, рН возрастает до 6 (слабо-кислая среда), при экземе – до 6,5 (почти нейтральная среда), при угревой болезни – до 7,0 (нейтральная среда). Надо отметить, что на уровне базального слоя эпидермиса, где располагаются зародышевые клетки, рН кожи становится равным рН крови – 7,4.
Типы кожи в зависимости от кислотно-щелочного баланса:
- 5,2 – 5,7 – нормальный тип кожи;
- 5,2 – жирный тип кожи;
- 5,7 – 7,0 – сухой тип кожи.
Максимальный уровень щелочи, допустимый для кожи человека 9 единиц рН, а максимальный уровень кислоты – 3 единицы рН.
Все косметические средства, которые имеют рН меньше 7 – кислые (жидкое мыло, бальзамы, ополаскиватели, крема с фруктовыми кислотами); больше 7 – щелочные (твердое туалетное мыло, краски для волос, твердые дезодоранты, химическая завивка). Косметика, которой можно пользоваться ежедневно имеет рН 4,5 – 5,5.
Важно знать, что нормальная среда нашей кожи – кислая, она должна быть всегда такой. Если правильно ухаживать за своей кожей, то рН фактор не изменится. Берегите кислотную мантию кожи.
В подготовке статьи были использованы материалы публикаций:
1) Компания Tiande, статья «Что такое рН?»
2) Википедия, материал «Водородный показатель», Бейтс Р., «Определение рН. Теория и практика», перевод 2 издание.
3) «Косметика и медицина», статья «Строение кожи», Марголина А.А. к.б.н., Эрнандес Е.И. к.б.н.
Рекомендуемые товары
похожие статьи
подпишитесь на рассылку
Оставайтесь в курсе эксклюзивных предложений и новейшей информации о продукте с нашей рассылкой.